По желанию графини Юлии Павловны Самойловой Карл Брюллов выполнил портрет ее воспитанницы Джованины Пачини и Амацилии Пачини, дочери итальянского композитора. В списке, который вел сам художник, он пометил «Жова-нин на лошади». Жанр конного портрета или скульптуры был моден при изображении венценосных особ. Брюллов, нарушая этот официальный канон, придал царственную позу молоденькой воспитаннице Самойловой, которая восседает на вороной лошади. В чертах ее лица есть ангельская отрешенность, кажется, она вместе с развевающейся лентой на шляпке и пышным бело-голубым костюмом амазонки вот-вот улетит в поднебесье. При этом мастер вписывает фигуру девуш¬ки в картину, обладающую цельным сюжетом, полную красочных контрастов. Художник разворачивает перед зрителями сцену утренней прогулки, когда, проскакав по росистой дорожке под тенью столетних деревьев, Джованина останавливает скакуна у мраморного подъезда дома ее приемной матери. Услышав стук копыт, из дверей выбегает Амацилия Пачини, похожая на куколку в розовом платьице, кружевных панталонах и зеленых атласных туфельках. Она восхищена старшей подругой — объектом ее детского обожания. Шум и суету вносят собаки, крутящиеся под ногами владелиц и разделяющие их приподнятое настроение. Перед нами — романтическое повествование об озорных и упоительных радостях юности